Клинико-лабораторные и лучевые параметры, ассоциируемые с различными исходами новой коронавирусной инфекции (COVID-19) тяжелого течения с пневмонией у пациентов, получавших тоцилизумаб
PDF

Ключевые слова

COVID-19
тоцилизумаб
сатурация крови кислородом
отношение нейтрофилы/лейко-циты в периферической крови
С-реактивный белок
ферритин

Аннотация

Введение. Новая коронавирусная инфекция (COVID-19) характеризуется высокой заболеваемостью и летальностью. Для противовоспалительной терапии COVID-19 используются ингибиторы рецепторов интерлейкина-6, в том числе тоцилизумаб.
Цель исследования: сопоставить клинико-лабораторные и лучевые параметры выживших и скончавшихся больных COVID-19 тяжелого течения с пневмонией, получавших тоцилизумаб, и выявить показатели, которые ассоциировались с различными исходами заболевания.
Материалы и методы. Изучены медицинские документы 31 госпитализированного больного COVID-19, получавшего однократную дозу тоцилизумаба 400 мг. К 1-й группе были отнесены пациенты, которых впоследствии выписали с улучшением (17 больных), ко 2-й группе — скончавшиеся (14 больных). Для обработки применялись методы параметрической и непараметрической статистики.
Результаты. Состояние больных 2-й группы уже при поступлении оценивалось как тяжелое чаще, чем в 1-й группе (р=0,022). Только 4 пациента 1-й группы и все больные 2-й группы курировались в реанимационном отделении; к ИВЛ прибегали исключительно во 2-й группе (p<0,001). Группы различались в отношении уровня SpO2 (р=0,023) и концентрации С-реактивного белка (СРБ) в приемном отделении (р=0,047), а также по объему поражения легочной паренхимы (р=0,027). Тоцилизумаб назначался в сопоставимые сроки от начала заболевания. Ко дню его применения во 2-й группе наблюдалось повышение отношения нейтрофилы/лимфоциты в периферической крови (ОНЛ) (р=0,026). Через 5–7 дней после введения ОНЛ возрастало еще значительнее, р=0,045 (р=0,007 по сравнению с исходным уровнем). В 1-й группе динамика ОНЛ была недостоверной. Уровень ферритина в крови у больных из 1-й группы ко дню назначения тоцилизумаба был ниже, чем во 2-й группе (р=0,014), и после лечения уменьшался (р=0,01), в отличие от 2-й группы. Достоверным в 1-й группе было и снижение концентрации СРБ после назначения тоцилизумаба (р=0,001).
Выводы. Погибшие больные COVID-19, получавшие тоцилизумаб, отличались от выживших исходно более тяжелым течением заболевания, более выраженной гипоксемией, а также объемом поражения легочной ткани и лабораторными отклонениями, включая уровни ОНЛ, СРБ и ферритина. Мониторирование перечисленных показателей представляется необходимым для оценки течения болезни и принятия решения о проведении противовоспалительной терапии COVID-19 тоцилизумабом.

PDF